Программа развития – комплексный долгосрочный нормативно-правовой документ, в котором проанализированы имеющиеся достижения школы, намечены основные тенденции, цель и задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, спланированы инновационные преобразования, указаны предполагаемые конечные результаты и критерии их оценки. В программе отражены состояние школы на текущий период и тенденции его развития, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы школьного сообщества, представлены меры по модернизации управления, содержания воспитательно-образовательного процесса, научно-методического и психологического сопровождения. Программа создана с целью в меняющихся культурных и социально-экономических условиях современного общества удовлетворять новым вызовам времени, требованиям со стороны общества и государства в настоящем и будущем.
«Программа развития «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития школы полного дня» муниципального общеобразовательного учреждения «Илек - Пеньковская средняя общеобразовательная школа» Краснояружского района на период 2019 – 2024 гг.».
Цель разработки Программы развития МОУ «Илек – Пеньковская СОШ» – инициировать процессы превращения школы в педагогическую систему, основанную на интеграции общего и дополнительного образования, которая обеспечивает условия для воспитания личности физически здоровой, нравственно ориентированной на социально значимые гуманные цели; интеллектуально и духовно развитой, готовой к самоопределению и социальной адаптации.
В основу разработки Программы развития заложены нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка;
-Конституция Российской Федерации;
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Устав МОУ «Илек - Пеньковская СОШ» и др.
Ключевой идеей программы развития школы является формирование личностно-ориентированного образовательного пространства, объединяющего в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные процессы за счет интеграции общего и дополнительного образования; повышение качества образования в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства.
Деятельность школы ориентирована на:
-развитие познавательной активности;
-сохранение и укрепление здоровья;
-духовно-нравственное развитие и воспитание.
Образовательное учреждение имеет благоприятное социально-культурное окружение: сельский Дом культуры, администрация сельского поселения, библиотека и сельский храм Святой Варвары. Важнейшим объектом социальной среды является сельский ДК, работающий в режиме образовательно- культурного центра. Его возможности школа использует в организации внеклассной и внешкольной работы.
Таким образом, социальное окружение является одним из факторов формирования в школе и вокруг неё здоровьесберегающей среды, на создание которой ориентируется образовательная система школы.
Традиции школы:
- День здоровья (Школьные спартакиады)
- Месячник патриотического воспитания и оборонно-спортивной работы.
- Военно – патриотическая игра «Зарница».
Основная идея Программы развития «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития школы полного дня» связана с убеждением, что образовательная среда школы позволяет каждому ребенку выбрать занятие по интересам с опорой на способности и собственное состояние физического здоровья, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования.
Создание новой образовательной практики проектной модели школы личностного роста влечет изменения всех основных составляющих, в том числе и личностных характеристик педагогов, обучающихся и их родителей. Педагогический совет школы совместно с родительской общественностью спроектировал модельные характеристики ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА и ПЕДАГОГА.
Участники образовательного процесса – обучающиеся и педагоги, родители (лица их заменяющие), образовательные учреждения, государство, заинтересованные в качественном образовании, формируют социальный заказ образовательному учреждению, который складывается из потребностей обучающихся, потребности выявляются в ходе изучения их мнений с помощью различных диагностических методик и получения экспертных оценок педагогов, позволяющих провести сравнительный анализ ситуации. Ожидания родителей, мнения которых выявляются в ходе проведения микросоциологических и педагогических исследований. Из профессионально- личностных потребностей педагогов, сформулированных в основных документах об образовании, которые решаются путем повышения уровня профессионально-личностной компетентности педагогического состав школы. Из требований и ожидания профессионального образования, выявляющихся в ходе анализа успешности сдачи обучающимися государственной итоговой аттестации, поступления в ВУЗы, их отзывов об уровне подготовки школьников.
Механизмы интеграции общего и дополнительного образования:
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение образовательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, информационными, материально-техническими);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества образовательной деятельности.