Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации: реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Основные понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Нормативные документы
Федеральный уровень
• Указ Президента РФ от 02.03.2018 №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
• Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
• Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г № Р-145
• Указ Президента РФ О проведении в Российской Федерации года педагога и наставника
• Методические рекомендации по разработке и внедрению целевой модели наставничества
Региональный уровень
- Приказ министерства образования Белгородской области от 29 декабря 2023 № 3940 «Об утверждении перечня пилотных общеобразовательных организаци"
• Приказ министерства образования Белгородской области от 27 января 2022 № 269 «Об утверждении положения внедрения системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области, плана мероприятий (дорожной карты)»
• Приказ министерства образования Белгородской области от 01 февраля 2024 года № 220 «О внесении изменений и дополнений в положение о внедрении системы(целевой модели) наставничества в Белгородской области, утверждённое приказом министерства образования Белгородской области от 27.01.2022 №269»
• Приказ министерства образования Белгородской области от 22 февраля 2024 года № 566 «Об организации деятельности по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области»
• Приказ министерства образования Белгородской области от 15 марта 2022 года № 814 «Об утверждении ответственных лиц, содействующих внедрению системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области»
• Постановление Губернатора Белгородской области от 27 сентября 2023 г № 140 «Об утверждении награды Губернатора Белгородской области – звания «Почетный наставник Белгородской области»
• Приказ ОГАОУ ДПО «БелИРО» от 10.11.2022 № 1175-ОД «О создании банка дефицитов профессиональных компетенций педагогических работников»
Муниципальный уровень
- Приказ МУ "Управление образования администрации Краснояружского района" от 11 марта 2024 №134 "Об организации деятельности по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Краснояружского района"
- Приказ МУ "Управление образования администрации Краснояружского района" от 16 февраля 2024 №89 "О внедрении системы (целевой модели) наставничества в образовательных учреждениях Краснояружского района, об утверждении плана мероприятий (дорожной карты)
Уровень учреждения